Муниципальное   бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение 

"Детский сад №42 комбинированного вида"   

города Алапаевска    Свердловской области 

Официальный сайт  МБДОУ "Детский сад № 42 "                           

1 младшая группа "Карапузики"

 

 

1 младшая

от 1,5 до 3 лет

Характеристики особенностей развития

детей раннего возраста.

 

Младенчество и ранний возраст.Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.

Период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов (многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения)

Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет (малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние).

В раннем детстве происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

— сенсомоторной потребности;

— потребности в эмоциональном контакте;

— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:

— легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения;

— повышенная эмоциональная возбудимость;

— сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

— повышенная эмоциональная утомляемость.

На третьем году жизниребенок вырастает на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп(дети легко подвергаются инфекциям).

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка(для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Дети «мыслят руками»: (не столько размышляют, сколько непосредственно действуют)

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы.

 

 

Задачи развития

Задачи развития игровой деятельности детей:

1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.

2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.

3. Поддерживать первые творческие проявления детей.

4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи образовательной деятельности:

1. Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

2. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

4. Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

5. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Задачи образовательной деятельности:

1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

4. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

5. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности:

1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи образовательной деятельности:

1. Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

2. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

3. Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

4. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

5. Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

Образовательная область: «Физическое развитие».

Задачи образовательной деятельности:

1. Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.

2. Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.

3. Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.

4. Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.

5. Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры

 

Планируемые результаты освоения программы

 

К трем годам:

  ребенок  интересуется  окружающими  предметами  и  активно  действует  с

ними;  эмоционально  вовлечен  в  действия  с  игрушками  и  другими  предметами,

стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  использует специфические, культурно фиксированные  предметные действия,

знает  назначение  бытовых  предметов  (ложки,  расчески,  карандаша  и  пр.)  и  умеет

пользоваться  ими.  Владеет  простейшими  навыками  самообслуживания;  стремится

проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  владеет  активной  и  пассивной  речью,  включенной  в  общение;  может

обращаться  с  вопросами  и  просьбами,  понимает  речь  взрослых;  знает  названия

окружающих предметов и игрушек;

  стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в  движениях и

действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

  проявляет интерес к сверстникам; наблюдает  за их действиями и подражает

им;

  обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

стремится  двигаться  под  музыку;  проявляет  эмоциональный  отклик  на  различные

произведения культуры и искусства;

  у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды

движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).

 

Консультация: «Первые дни в детском саду»

 

·         Первый раз желательно привести малыша в детский сад утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

 

·         Первые 2-3 дня приводите малыша в группу на 1-3 часа, постепенно увеличивая время его пребывания в коллективе.

 

·         Не беспокойтесь больше, чем ребенок. Если вы прощаетесь с ним несколько раз подряд с обеспокоенным выражением лица, у него возникает мысль: «Она ведет себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-то ужасное, если я здесь останусь. Лучше я ее не отпущу от себя». Ведите себя весело, уверенно, показывайте малышу, что оснований для страха нет.

 

·         Если ребенок с трудом расстается с матерью, возможно, водить его в детский сад следует попробовать отцу.

 

·         Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

 

·         Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.

 

·         В выходные дни максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада и не нарушайте его и в другие дни недели, когда малыш бывает дома.

 

·         В конце дня обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, с какими трудностями столкнулся ребенок сегодня, а что уже получается.

 

·         В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте его детским садом.

 

·         Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

 

 

 

 

"Как мы живем. Приглашаем в гости" 

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»